By using this website, you agree to the use of cookies as described in our Privacy Policy.
  • image

Сэмюэль Бёрджесс (Samuel Burgess)

Сэмюэль Бёрджесс (1690–1716) вошел бы в историю пиратства в любом случае!

Ему вполне хватило бы участия в одной‑единственной операции. Итогом ее стала кража в 1690 году фрегата «Блаженный Уильям», принадлежавшего… знаменитому пирату Уильяму Кидду. Наряду с любимым кораблем Кидд лишился и изрядной суммы наличных (порядка ‡ 2000). Нельзя не добавить пикантную деталь: Сэмюэль Бёрджесс на тот момент сам являлся членом команды «Блаженного Уильяма»! Он предварительно склонил на свою сторону нескольких серьезных ребят из команды, выбрал удобный момент, когда Кидд ненадолго сошел на берег, и просто‑напросто увел корабль у того из‑под носа! Этот невероятный маневр обеспечил должность капитана известному буканьеру Уильяму Мэю, который потом весьма благоволил к Бёрджессу – до тех пор, пока не задумал собрать собственную пиратскую шайку и не покинул корабль, сложив с себя капитанские полномочия. Ловкость Бёрджесса, проявленная в деле похищения любимой посудины Кидда, неплохо послужила ему во время пиратских рейдов, предпринятых Уильямом Мэем. Он даже какое‑то время, совсем недолгое, сам исполнял обязанности капитана, но, видимо, взвесив все «за» и «против», решил завязать со своим опасным ремеслом и легализоваться. В итоге он предпочел уступить свой пост следующему капитану судна – Эдварду Коатсу, принявшему в свои руки все бразды правления в 1693 году.

Сам же Бёрджесс вдруг взял да и осел на суше! При сходе на берег ему была предоставлена приличная доля (‡ 800), которой он оперативно распорядился, купив себе в Нью‑Йорке дом. В Нью‑Йорке Бёрджесс оказался уже в апреле 1693 года. Поскольку сидеть без дела человеку со столь энергичной натурой явно было непривычно, Бёрджесс очень скоро предложил свои услуги некоему Фредерику Филипсу, одному из самых зажиточных нью‑йоркских коммерсантов, который активно вел торговые дела с Мадагаскаром. Туда он поставлял продовольствие и оружие, получая взамен рабов и золото. Бёрджесс работал на него несколько лет; практически все его рейсы были чрезвычайно успешны. Только вот незадача: партнерами его босса на Мадагаскаре оказались, как можно было догадаться, пираты! И Бёрджесс, таким образом, вольно или невольно был вовлечен в порочный круг, вновь ступив на пиратскую стезю.

 

Эдвард Инглэнд (Edward England)

Эдвард Инглэнд (? – 1720/1721 гг.) – еще один из прославленных пиратов, подлинное своеобразие и обаяние личности которого раскрывается лишь сегодня. В отличие от большинства корсаров, Инглэнд не любил проливать кровь. Он охотился за добычей на Карибах, в Атлантическом и Тихом океанах. Его карьера капитана оказалась не слишком долгой, составив около трех лет – с 1717 по 1720 год. Если бы не его необыкновенная мягкость характера и какое‑то врожденное милосердие к тем, кто волей судьбы становился его пленником, Инглэнд, вполне возможно, бороздил бы моря куда дольше. Но он среди пиратов явно был белой вороной, а потому изначально не мог рассчитывать на долгую карьеру.

Инглэнд – это псевдоним. Настоящее имя этого пирата было Эдвард Сигер. Родился он в Ирландии. Пиратом Сигер стал по стечению обстоятельств (то же самое могли сказать о себе многие), когда шлюп, на котором он служил первым помощником, выполнял рейс с Ямайки к Нью‑Провиденс (Багамские острова) и угодил в руки пиратов.

Эдвард Инглэнд (Edward England)

Пиратами командовал капитан Кристофер Уинтер. Корабль Сигера был захвачен, и так уж вышло, что далее ему пришлось плыть уже под началом Уинтера. Причем курс остался прежним! За время путешествия Сигер как‑то внутренне сжился со своим положением. Внутренне он почему‑то был убежден, что возврата к прежней его жизни быть не может, поскольку он обречен… Подобное настроение невольно наводило его на мысль, что, раз уж все окончательно потеряно, ему остается лишь одно – добровольно примкнуть к пиратам. Так он и поступил, когда корабль достиг острова Нью‑Провиденс. Видимо, именно тогда Сигер (во избежание возможного позора) решил сменить свое имя и стал для всех Эдвардом Инглэндом. Однако именно там его – как, впрочем, и остальных пиратов – ждал очень неприятный сюрприз. Вудз Роджер, бывший капер, а ныне губернатор Багамских островов, вознамерился извести пиратов и предпринял для этого определенные шаги. Понимая, что они обречены, большинство пиратов из команды, в которой был Эдвард Инглэнд, решили сдаться, лишь бы спасти себе жизнь. Однако сам Инглэнд решил не подчиняться. Его пример привлек на его сторону часть экипажа. Пираты позволили остаться на берегу тем, кто вознамерился уповать на милость губернатора, а сами подняли паруса и, прекрасно понимая, что Карибское море для них отныне закрыто, направились к берегам Африки. Инглэнд был избран капитаном. Ему сопутствовала удача – как у Африканского побережья, так и у островов Зеленого Мыса. Случались и занятные встречи. Так, например, Инглэнду удалось захватить «Кароган», невольничий шлюп из Бристоля. Его капитаном оказался некто Скиннер. Этот человек пользовался дурной славой, и репутация у него была на редкость скверная. Поговаривали, что он замешан во многие темные дела, и на его руках кровь невинных. Вдобавок оказалось, что у Скиннера серьезные долги и нарушенные обязательствами перед не которыми молодцами из команды Инглэнда. 

 

Эдвард «Черная Борода» Тич (Edward «Black Beard» Teach)

Этот британский корсар прославился своими рейдами в Карибском море и Атлантическом океане. Поистине один из самых жутких персонажей среди пиратов. Даниэль Дефо, просвещенный автор «Робинзона Крузо», был просто одержим темой пиратов и даже создал целое исследование («Всеобщая история пиратов»), посвященное им; согласно его авторитетному свидетельству, Черная Борода был дьяволом во плоти, а не человеком. Дефо пишет: «Во время боя он цеплял через плечо на манер бандальеры ружейный ремень, с коего свисали три пары пистолей в кобурах, и засовывал под края шляпы зажженные спички, и, когда они с двух сторон освещали его лицо, глаза его казались воистину свирепыми и дикими, и все это, взятое вместе, придавало ему такой вид, что воображение людское не могло бы породить адской фурии, чей облик был бы более пугающим». Скорее всего, Даниэль Дефо до некоторой степени сгущает краски. Эдвард Тич был человеком, что уж там говорить, но он отличался высоким ростом, большой силой и невероятной властностью, действительно наводя ужас на пиратов, бывших у него под началом. Пожалуй, не будет преувеличением сказать, что у Черной Бороды был чуть ли не самый вышколенный экипаж, свято чтивший дисциплину и беспрекословно повиновавшийся любому приказанию своего капитана. Видимо, это сказалось и на результатах: несмотря на весьма короткую карьеру (всего каких‑то 15 месяцев!), изрядный объем добычи позволил Эдварду Тичу войти в десятку самых удачливых пиратов в истории.

Эдвард «Черная Борода» Тич (Edward «Black Beard» Teach)

Эдвард Тич (1680 – 28 ноября 1718 г.) появился на свет в Бристоле. Это был средней руки портовый город в Британии. Это обстоятельство, а также и то, что его батюшка сам был корсаром и очень даже неплохо зарекомендовал себя на Карибском море, отразились на выборе юным Тичем своего жизненного поприща. Конечно же, он мечтал стать пиратом! Резиденция отца располагалась в Порт‑Ройяле (Ямайка). Этот город существует до сих пор – правда, уже на дне Карибского моря. Земной жизни Порт‑Ройялу было отпущено 36 лет – с 1656 по 1692 год. Это в буквальном смысле была пиратская столица мира. Он разрастался с молниеносной быстротой, богатства стекались в него отовсюду. Постоянными жителями города являлись свыше полутора тысяч пиратов (среди них был и отец Черной Бороды). Католическая Церковь определила Порт‑Ройял как самое нечестивое место на земле. А 7 июня 1692 года внезапно произошло чудовищное землетрясение, и город, включая его обитателей, почти полностью был поглощен бушующей водной стихией…

Эдвард Тич стал служить на корабле с раннего возраста. И хотя начало его службы протекало на военных кораблях королевского британского флота, для Тича всегда оставалась надежда осуществить свою заветную мечту о пиратской судьбе. Ведь капитанам некоторых кораблей выдавались специальные лицензии, превращавшие их в каперов и позволявшие останавливать и грабить испанские суда. Отсюда до палубы настоящего пиратского корабля было рукой подать!

Эдвард Тич, собственно, так и поступил. Он оставил королевский флот и перебрался на небольшое судно, совершавшее регулярные рейсы на Ямайку. На Ямайке Тичу удалось свести знакомство с известным и влиятельным пиратским капитаном – Бенджаменом Хорнигольдом. Тич горячо умолял Хорнигольда взять его в команду. Тот, оглядев статную фигуру Тича, подумал, что такой ладный молодец, имеющий к тому же реальный опыт хождения по морю, может оказаться полезным на его корабле, и дал свое согласие. Его выбор оказался чертовски удачным. Официальное вступление Тича на пиратский путь стоялось в 1716 году.

 

Морган, сэр Генри (Morgan, sir Henry)

Сэр Генри Морган (1635 – 25 августа 1688), пожалуй, самый известный из всех пиратов. Его популярность поистине уникальна! Он прошел все ступени своей карьеры от простого пирата до удостоенного рыцарского звания вице‑губернатора Ямайки и крупнейшего плантатора. Факты, приведенные Ф. Архенгольцем в его книге о знаменитых флибустьерах, восходят к «Пиратам Америки» Эксквемелина, плававшего с Генри Морганом. Вместе с тем они лишены того чересчур пристрастного отношения Эксквемелина к своему патрону, которого он одновременно и ненавидел и которым восхищался. Именно поэтому будет целесообразно представить рассказ Ф. Архенгольца во всей исчерпывающей полноте. Вы наверняка согласитесь, что пленительная архаика изложения, подделать которую нельзя, производит при чтении еще более яркое и удивительное впечатление.

«Одним из отличнейших предводителей флибустьеров был Морган, сын богатого английского откупщика из Валлиса, человек, который дикостью характера, силой духа, обширностью и продолжительностью подвигов и, наконец, счастьем превзошел, может быть, всех флибустьеров. Он поступил в морскую службу матросом, приехал в Ямайку и вскоре пристал к вест‑индским корсарам. Один из предводителей их, старинный флибустьер Мансфельд, также англичанин, полюбил молодого Моргана, и как последнему скоро удалось выказать свои необыкновенные способности замечательными подвигами, то Мансфельд наименовал его своим вице‑адмиралом. В 1668 году

Морган, сэр Генри (Morgan, sir Henry)

Сэр Генри Морган (иллюстрация из книги Эксквемелина «Пираты Америки»)

Мансфельд умер. Смерть его знаменовала собой начало нового этапа в жизни Моргана. Никто из товарищей не стал спорить с ним о звании предводителя. Морган принял его по единодушному выбору товарищей и в короткое время за ум свой и отчаянную храбрость прославился как один из опаснейших начальников пиратов.

Совершив несколько удачных разбоев, Морган уговорил товарищей не тратить своих денег, а копить их для обширнейших предприятий. Многие последовали его совету, и через несколько месяцев у него явилось двенадцать кораблей и меньших судов с 700 человеками, с которыми он опустошил южные гавани Кубы и, наконец, решился напасть на город Эль‑Пуэрто‑дель‑Принчипе.

Этот город, находящийся во внутренности острова Кубы, и сам остров, для большей ясности дальнейшего рассказа, требует короткого описания.

Остров имеет в длину 200, а в самую большую ширину 50 французских миль. Он перерезывается высокими горами, изобилующими медью, серебром и золотом. Город Эль‑Пуэрто‑дель‑Принчипе был чрезвычайно богат, многолюден, удален от берегов и никогда еще не подвергался посещению морских разбойников.

На одном из кораблей Моргана находился пленный испанец, умевший отлично плавать. Ночью он бросился в море, счастливо выплыл на берег и уведомил губернатора о намерении флибустьеров. Немедленно были приняты меры: всех жителей призвали к обороне города. Окончив эти распоряжения, губернатор пошел навстречу Моргану с 800 солдатами. На большом лугу завязалась битва, продолжавшаяся четыре часа и кончившаяся совершенным поражением испанцев и смертью самого губернатора. Город защищался еще несколько времени, жители заперли дома и стреляли из окон, но наконец сдались, потому что флибустьеры грозили за дальнейшее сопротивление зажечь город и разорвать в куски всех жителей, не исключая жен и детей.

 

Томас Уайт (Thomas White)

О британце Томасе Уайте (? – 1708 г.) сведения сравнительно скудны, хотя в истории пиратства он зарекомендовал себя как один из наиболее заслуженных грабителей морей. Заработанные им $ 16 миллионов (в современном пересчете) говорят сами за себя. Он пиратствовал на Красном море, не оставлял своим вниманием Индийский океан, захаживал и в Персидский залив.

Уайт родился в Плимуте. Его мать была содержательницей публичного дома. Тем не менее она проявила исключительную заботу о том, чтобы дать своему сыну достойное образование. В душе мальчика сызмальства жила любовь к морю. Когда он повзрослел, то решил избрать для себя карьеру военного моряка. Он успешно прослужил в королевском флоте несколько лет, но потом его намерения решительно изменились. Уайт увольняется с флота и перебирается из Плимута на другой конец света – на Барбадос. Там он занялся торговым делом, женился и всерьез подумывал о том, чтобы остаться на острове навсегда.

Когда он немного освоился, ему была препоручена небольшая изящная бригантина, обладавшая отменно быстрым ходом. На борту «Мэриголд» Томас Уайт совершил несколько весьма удачных торговых рейсов к берегам Гвинеи и обратно. Казалось, что его жизнь налаживается. Ничто не предвещало беды. Но третий рейс Уайта оказался неудачным.

Шел 1698 год. Уайт по своему обыкновению следовал на борту «Мэриголд» с грузом для Гвинеи. Неожиданно корабль англичан был атакован французскими пиратами. Поскольку вооружения на борту «Мэриголд» не было, она представляла собой довольно легкую добычу. Кстати, стремительная бригантина настолько приглянулась французам, что они предпочли покинуть свой барк и, запалив его, перебраться на борт «Мэриголд». Так мирная торговая бригантина в мгновение ока превратилась в грозное пиратское судно. В дальнейшем пираты двинулись к Гвинее, но там им встретился еще более превосходный шлюп. «Мэриголд», увы, была покинута и сожжена, а пиратский экипаж отправился далее на борту нового шлюпа. Во время пути пираты жестоко измывались над своими пленниками. Ради потехи они использовали их в качестве живых мишеней, с удовольствием упражняясь в искусстве стрельбы. Многие моряки скоро стали жертвами этих варварских развлечений. Дошла очередь стать мишенью и до Томаса Уайта. Один моряк из его команды, отчаянно симпатизировавший своему бывшему капитану, случайно узнал о том, что ближайшей ночью его убьют. Решив спасти капитана, моряк, ничего ему не сказав, предложил на ночь поменяться местами и лечь не с краю, как обычно, а прямо у борта. Сам же отважно занял его прежнее место, заранее зная, что практически обречен на смерть. Так оно и вышло. Когда мертвецки пьяный французский пират, пошатываясь, выбрался на палубу, он в темноте не обнаружил подмены и убил моряка. Уайт же в итоге сохранил свою жизнь.

 

Джон Хэлси (John Halsey)

Джон Хэлси (1622? – 1708) – видный британский пират. Он прославился не только как один из удачливых пиратов, но еще и как наиболее великодушный из них. Его просто боготворила собственная команда. Предпочитаемые регионы Хэлси: Красное море, Индийский океан.

Хэлси родился в Бостоне. О его детстве и юности сведений не сохранилось. Можно с уверенностью утверждать лишь одно: из всех профессий на свете он избрал для себя одну, став пиратом. Причем пиратом удачливым, что немаловажно.

В начале XVIII столетия он, будучи капером, совершал эффектные и дерзкие нападения на испанские и португальские суда. Всякий раз ему доставалась неплохая добыча. Однако наличие каперского патента, в известном смысле, связывало ему руки. И вот, обновив свою испано‑португальскую лицензию в 1705 году, Хэлси вознамерился пойти на эксперимент и расширить сферу действий. Не желая довольствоваться лишь испанцами, Хэлси, командуя 10‑пушечным «Чарльзом», атаковал на исходе 1706 года крупный бриг, шедший под флагом Голландии. Команда, до этого момента полагавшая, что совершается, как обычно, каперский рейд, решила, что капитан сошел с ума, поскольку обстрелял мирное судно. Тут же созрело решение сместить его с поста. Не открой голландцы ответный огонь, пиратская карьера Хэлси едва ли бы состоялась. В итоге имущество голландского брига перешло к Хэлси и его команде.

Несмотря на счастливый конец, доверие команды к Хэлси было отчасти подорвано. Поэтому, когда он, следуя своему намерению стать профессиональным пиратом, начал один за другим останавливать и грабить торговые корабли, в недрах экипажа стало расти недоумение. Были моряки, которым не улыбалось закончить жизнь на виселице за свои пиратские подвиги. Хэлси взял курс на Мадагаскар. Там произошла его встреча с капитаном Томасом Уайтом и его моряками. Судно Уайта после финального рейда еще не было восстановлено, поэтому Хэлси предложил ему стать квартирмейстером, а заодно прихватить и маявшуюся на суше без дела команду, члены которой вошли бы в экипаж «Чарльза» на общих основаниях. Предложение насчет команды было более чем актуально, поскольку часть матросов Хэлси, явно не желая следовать пиратской стезей, предпочла остаться на Мадагаскаре. «Чарльз» отправился к Малаккскому проливу, что расположен между Малайским полуостровом и островом Суматра (Индонезия).

 

Жан Флёри (Jean Fleury)

Жан Флёри (Jean Fleury)

Жан Флёри (? – 1527), которого также знали под именем Флорин, был французским морским офицером, а потом стал известным корсаром. Он прославился своими подвигами, охотясь за кораблями, плававшими на просторах Атлантического океана. Его визитной карточкой стало взятие на абордаж нескольких испанских галеонов, шедших из Мексики в Испанию и доверху груженных золотом ацтеков. В пиратских анналах – это самый первый случай посягательства на собственность испанской короны в Атлантическом регионе.

О детстве и юности Жана Флёри сведений практически нет. Правда, известно, что он родился в Нормандии, а потом служил под началом Жана Анго. О последнем следует рассказать особо.

Жан Анго (1480–1551) – был зажиточным судовладельцем, состоявшим в дружеских отношениях с королем Франциском I. Обоих роднила – помимо всего прочего – изрядная любознательность и желание изведать мир; именно Анго предоставлял Франциску I свои корабли для исследовательских экспедиций. Уроженец Дьепа, Жан Анго пошел по стопам своего батюшки, известного торговца специями. Он был одним из немногих, кому удалось наладить торговые отношения между Африкой и Индией. Кроме того, в своих мемуарах именно Анго впервые поведал Старому Свету о практическом использовании табака. Добившись существенного приращения отцовского бизнеса, Анго в итоге располагал огромной флотилией, составлявшей около 70 кораблей! Его флотилии доминировали и в Атлантике; ненавидевший испанцев, Анго стремился подорвать их господство на море. Кстати, именно тогда, в начале двадцатых годов шестнадцатого столетия, Жан Флёри и стал служить офицером военной эскадры Анго.

 

Джон Боуэн (John Bowen)

Как и Томас Тью, Джон Боуэн (? – 1704 г.) занимался пиратством в акватории Красного моря; впрочем, он также обожал Персидский залив и Индийский океан. Это были излюбленные места его рейдов. Несмотря на то что ему выпало действовать в золотую эру пиратства (1690–1730 гг.), ему не удалось столь серьезно преуспеть, как тому же Томасу Тью. Однако его добыча, составившая в пересчете на современный курс $ 40 миллионов, не может не впечатлить! Так что четвертое место в списке «Форбса» – за ним.

Джон Боуэн родился на Бермудах. Начало его карьеры, на первый взгляд, совсем не предвещало того, что он станет пробавляться разбоем на море. Когда Боуэн повзрослел и достиг должного возраста, он перебрался в Южную Каролину. Там он, можно сказать, сделал карьеру, очень скоро став капитаном торгового корабля. Его судно совершало рейсы между Каролиной и Вест‑Индией. Прошло несколько благополучных лет, и тут Судьба преподнесла Боуэну неприятный сюрприз. Его корабль подвергся нападению французского корсара. Судно, естественно, было взято на абордаж и разграблено, а весь экипаж, включая Боуэна, был взят в плен. Пленных французы использовали для совершения грубой работы на судне. Французы вдоволь покружились по Атлантике, потом двинулись к африканским берегам; оттуда двинулись в направлении Мадагаскара, где пиратский бриг угодил в шторм и сел на мель у юго‑западного побережья острова. Нескольким счастливцам удалось спастись из пиратского плена. В их числе был и экс‑капитан Джон Боуэн. Моряки понимали, что оставаться на Мадагаскаре им нельзя – пираты рано или поздно до них доберутся. Воспользовавшись паникой, Боуэн с товарищами по несчастью стащили лодку, оперативно спустили ее на воду и потом неистово гребли 45 миль до ближайшего острова. Им оказался Сант‑Августин. Там спасшимся из неволи мореходам пришлось стать заправскими островитянами – надо ведь было как‑то жить. А полтора года спустя у берега бросил якорь фрегат капитана Рида. Джон Рид, английский буканьер. Он застал новоявленных островитян врасплох и захватил. Будучи неглупым человеком, он, конечно же, вполне отдавал себе отчет в том, что профессионально обученные моряки – ценное приобретение. Поэтому он напрямик предложил им примкнуть к пиратам. Это называется «предложение, от которого нельзя отказаться». Альтернативой была смерть. Так Боуэн поневоле стал пиратом, причем по решению всей команды его назначили штурманом.

Поначалу он еще сдерживался. Сосредотачиваясь исключительно на своих профессиональных обязанностях штурмана. Вскоре после этого к капитану Риду попал в руки большой арабский парусник; улов, однако, оказался крайне невелик. Рид принял решение вернуться на Мадагаскар. И вот там‑то и произошла встреча Джона Боуэна с прославленным и кровожадным пиратом Джорджем Бутом. Он оставил Рида и примкнул к Буту, приняв решение стать пиратом, раз уж к этому его подводит сама жизнь. Бут прохлаждаться напрасно не любил и почти сразу вышел в море. В апреле 1699 года фрегат Бута дерзко напал на огромный, водоизмещением в 450 тонн, невольничий корабль «Спикер», вооруженный пятьюдесятью орудиями, и захватил его. Плавая под началом Бута, Джон Боуэн активно перенимал у пирата его навыки, готовясь в обозримом будущем начать самостоятельную карьеру пирата. Его учение продлилось недолго: в 1700 году Джордж Бут был убит в схватке с арабами. Это произошло, когда Бут у поселения на острове Занзибар пытался реализовать захваченные на «Спикере» ценности. Но еще до его кончины Джон приобрел такой вес и полномочия на корабле, что, когда Бута не стало, все единодушно выбрали капитаном Боуэна. Примечательно, что, оценив технические качества захваченного ранее «Спикера», Боуэн именно его избрал в качестве своего флагманского корабля. Вот так некогда мирный торговый капитан Джон Боуэн стал главарем кровожадной банды пиратов, которая наводила ужас на всех, кому предстояло пересечь Красное море или миновать Персидский залив.

 

Страница 2 из 5