Английские и голландские корсары. Пора расцвета (1580–1650)
Оливье ван Ноорт (Olivier van Noort)
(15?? – 22 февраля 1627), Голландия На свои средства ван Ноорт снарядил четыре корабля и сам стал во главе этой импровизированной эскадры. Идея всего предприятия заключалась в том, чтобы бросить вызов испанским корсарам, бороздившим просторы Тихого океана. Кроме того, предприимчивый арматор намеревался установить торговые контакты с Китаем, а также попробовать начать торговлю на Островах Пряностей. Наверное, это самое безумное предприятие подобного рода! Ван Ноорт вышел 2 июля 1598 года из гавани Роттердама, практически не имея серьезного вооружения и до хрипоты в горле бранясь с командой (в сущности, им же и набранной), которая отказывалась выполнять его команды. Казалось бы, этот вояж был обречен изначально. Однако судьба рассудила иначе. В итоге из четырех кораблей домой вернулся лишь один, «Мауриций», а общая численность экипажа сократилась с 248 до 45 человек. Однако при этом ван Ноорт умудрился захватить несколько кораблей как Испании, так и других государств, кроме того ему удалось отправить на дно фрегат «Сан‑Диего», флагман испанской эскадры, сконцентрированной в районе Филиппин.
Сэр Генри Мэйнуэринг (sir Henry Mainwaring)
(1587–1653), Англия
Этот человек примечателен уже хотя бы тем, что был… един в трех ипостасях. Он являлся офицером королевского морского флота, пиратом и автором книг. Довольно необычный букет профессиональных предпочтений!
Видимо, то, что Генри был внуком вице‑адмирала Сассекса, многое предопределило в его судьбе. Свой первый корабль он приобрел в возрасте 25 лет, тотчас по завершении своего обучения в Оксфорде, где, кстати, он был удостоен степени в области юриспруденции. Однако еще годом ранее он благодаря связям своей семьи получил почетное, но крайне рискованное назначение: отыскать и пленить маститого пирата Питера Истона. Его поход завершился на редкость бесславно; видимо, сказалось полное отсутствие опыта в предприятиях такого рода.
Оказавшись собственником корабля, Мэйнуэринг приобрел лицензию на грабеж любых испанских судов, каковые ему встретятся в Карибском море. Не договорившись с арматорами по поводу финансирования его миссии на Карибах, он махнул на них рукой (как, кстати, и на свою лицензию) и отправился к берегам Марокко. Там он уже действовал как истинный пират! Ему удалось захватить так много испанских и прочих кораблей, что пираты этого региона избрали его своим адмиралом. На пике активности эскадра Мэйнуэринга насчитывала восемь кораблей при общей численности экипажа в 400 человек! Когда Марокко стало официальным владением Испании, адмирал пиратов переместился в Вильфранше, по‑прежнему продолжая наносить существенный ущерб испанским торговым интересам. Король Испании вознамерился переманить его к себе на службу, предложив в награду щедрое жалованье в 20000 золотых дукатов и пост наместника Туниса!
Хендрик Якобсон Люцифер
(Hendrick Jacobszoon Lucifer) (1583–1627), Голландия
Этот голландский корсар со столь запоминающимся именем действовал на Карибах. Вполне оправдывая свое имя, Люцифер обожал ошеломлять экипажи разграбляемых кораблей ураганной огневой атакой, подобной адскому пламени. Венцом его пиратской карьеры стало противостояние испанцам в районе побережья Кубы. Люцифер сам командовал тремя кораблями, вдобавок к нему примкнуло еще два пиратских капитана. Успешно разобравшись с испанцами, эскадра двинулась далее, но внезапно столкнулась с мини‑караваном судов гондурасского казначейского флота. Несмотря на то что пиратам противостояло лишь два корабля, они встретили серьезное сопротивление. Гондурасцы нанесли серьезный урон пиратам, правда, они все‑таки лишились одного судна. В трюме оказалось добычи примерно на миллион с четвертью голландских гульденов! Восторг пиратов омрачила лишь смерть самого Люцифера, получившего в баталии сразу же несколько смертельных ран.
Николас Алвел (Nicholas Alvel)
(15??– 1603), Англия
Николас Алвел был английским пиратом, который выбрал довольно‑таки своеобразную акваторию для своих занятий, а именно – Ионическое море. Он был капитаном корабля и плавал вместе с другим пиратом – Кристофером Олоардом.
Рейд, благодаря которому их деяния стали достоянием истории, состоялся в 1603 году. Им удалось взять на абордаж и захватить два богатых венецианских корабля. Только потом они, видимо в силу недостаточной искушенности, вздумали отвести свои трофеи в Модону (Греция). Модона в тот момент находилась под властью османского паши. Тому никогда не было дела до христиан‑пиратов. Однако известие о том, что в гавани Модоны среди бела дня спокойно стоят на якоре захваченные пиратами суда, достигли каким‑то образом венецианских владений в Занте. А так уж вышло, что у дожей Венеции и у османского паши были общие интересы – настолько серьезные, что, когда венецианцы потребовали срочно принять меры по отношению к пиратам, османский паша приказал найти их и повесить. Так уж вышло, что в лапы местных карательных органов попал только Олоард, а Николас Алвел каким‑то чудом смог спастись; впрочем, ни одного из захваченных кораблей ему увести с собой не удалось. Менее осмотрительный, а может, более беспечный Олоард был немедленно повешен.
Сэмюэль Экс (Samuel Axe)
(16?? – 16??), Англия (на службе Голландии)
Все именно так и было: Сэмюэль Экс был английским капером (или приватиром), состоявшим на службе Голландии. Отслужив в армии Нидерландов, Экс был направлен на остров Провиденс, где участвовал в возведении оборонительных фортов. У него не сложились отношения с тамошним начальством, и на несколько лет он предпочел перебраться в Гондурас. Тем не менее, когда в 1636 году на Провиденс напали испанцы, Экс немедленно вернулся и принял участие в отражении их сил. Впрочем, это длилось недолго.
В том же году он перешел на службу в английскую торговую компанию и в итоге с 1636 по 1641 год действовал уже только как капер, имея лицензию на захват кораблей тех государств, что находились в состоянии вражды с Англией. Карьера капера ему решительно удалась: в мае 1640 года он перевез в Англию завоеванное им имущество: золото, серебро, алмазы, индиго; все эти ценности покоились в трюме роскошного трофейного корабля, которым управлял Экс.