// //
Шлюпка. Это одномачтовые лодки, очень удобные и часто используемые пиратами в совершении нападений на корабли противника. Хотя на судне имелось три паруса, в большинстве случаев использовали только один. На борту располагались от 6 до 12 пушек, и вмещало около 150 человек команды.
Удобство судна было в его быстроходности, легкости и маневренности, и считались идеальных кораблём для пирата. Шлюм обладал особенность проплывать на мелководье, не задевая за дно, что помогало пиратам скрываться от погони в береговых зонах.
Бриг. Двухмачтовое парусное судно, вместительностью около 400 тонн. Скоростная способность – 12 морских узлов. На борту могли поместиться до 120 членов экипажа, и в основном использовались для разведки и конвоирования.
Галлеон. Корабль, предназначенный для грузоперевозок, и являлся универсальным судном, дающий возможность пиратам спасти не только себя в сражении, но и довезти товары до пункта назначения.
Галеоны были разных типов и размеров, но маленькие корабли часто тонули, поэтому испанцы разработали новую систему укрепления судна. Новые корабли могли перевозить до 2000 тонн одновременно, поэтому именно галлионы были лакомым кусочком для любого пирата.
Для большей безопасности перевозки товаров с Филиппин до Мексики, власти приказали отправлять корабль только один раз в год, поэтому и требовались большие корабли. Единственный минус – маленькая скорость и маневренность.
Так все‑таки: кто же такие пираты? Пират (лат. Pirata; греч. πειρατηζ, производное от слова πειραω – «пробовать, испытывать»)– пытающий счастья. Это понятие, возникшее еще в IV–III вв. до н. э., относилось к тем, кто пробавляется разбоем на море.
Впоследствии появилось несколько других определений: капер, приватир, корсар, флибустьер, буканир, буканьер.
Капер (приватир) – понятие вошло в обиход в 80–67 гг. до н. э. Так называли пиратов, имеющих особые государственные полномочия. Естественно, первоначально ни о каких свидетельствах и речи не шло. Свидетельства появились много позднее. Пираты со статусом каперов могли заходить в дружественные порты, а также частенько привлекались в качестве дополнительного стратегического ресурса при военных противостояниях.
К употреблению этого понятия активно вернулись в 1200–1856 гг. Любопытно, что ему был придан смысл «возмездия». То есть, если капитан чувствовал себя обойденным или обобранным, если он полагал, что имеет право на возмещение ущерба, он мог получить свидетельство и на полном государственном основании выходить в море и творить возмездие, решая свои имущественные проблемы. Однако по закону реализовано это право могло быть лишь во время войны и применительно к кораблям страны, являющейся противником государства, выдавшего лицензию. Другое дело, что капитаны могли при виде богатой добычи вмиг забыть обо всех налагаемых ограничениях.
Корсар – это понятие распространилось примерно в XIV столетии (1300–1330 гг.), и обозначало оно лицо или корабль, обладающий статусом капера , то есть имеющего позволение правительства на совершение грабежей. По идее, корсара отнюдь нельзя считать пиратом, поскольку пират присваивает добычу себе, а капер и корсар доставляют ее на родину для отдачи властям. Но это по идее. На самом же деле грань между понятиями весьма тонкая. Подавляющее большинство каперов и корсаров пытались получить свидетельство лишь для того, чтобы были прощены их прегрешения как пиратов! По получении же свидетельства они, как правило, возвращались к своему прежнему ремеслу. Впрочем, здесь, как и везде, были свои исключения. Наиболее примерными считались, например, берберские корсары, неукоснительно соблюдавшие условия соглашения с правительством. Самыми же злостными нарушителями принято считать мальтийских корсаров, привыкших грабить всех подряд.
Буканиры, буканьеры (от фр. boucanier – «жарящий тушу целиком») – исходно понятие относилось к охотникам, незаконно охотившимся на Гаити. Вообще же «буканом» называлось место, где солилось и коптилось мясо убитых ими животных. Нередко охотникам становилась в тягость их жизнь, исполненная тягот и лишений, и они, соблазняясь дурным примером, начинали заниматься пиратством. Со временем, а именно с XVII столетия буканьерами стали называть всех без исключения пиратов Карибского моря. После 1684 года, когда была опубликована знаменитая книга пирата Александра Эксквемелина «Пираты Америки», слово «буканьер» прочно вошло в обиход.
Флибустьер (от фр. filibuster) – морской грабитель и разбойник. Это понятие тесно прилежит к понятию «буканир». Таким образом, вчерашний охотник, презревший свое ремесло и занявшийся пиратством, – это и есть флибустьер. Понятие распространилось в XVII–XVIII столетиях.
Сам факт курения начал приобретать популярность очень давно, ещё с незапямятных времён. Что только ни применяли прикурении, и сигары, и трубки и кальяны. Ещё в древнее время, в Египте были найдены глиняные приспособления применимые в курении табака.
Во времена Колумба, они заметили традицию туземцев, высушивать листья некоторых растений, сжигали и вдыхали этот дым. Эффект от такого курения был неимоверный.
Со временем привычка курить табак стала распространяться всё больше и больше. Можно смело утверждать что пираты тоже курили трубку,и именно они стали первыми курильщиками распространившими эту привычку среди других. При раскопках затонувших пиратстких кораблей, находили немало курительных глиняных трубок. Так как стоимость табака была достаточно маленькая в местностях где выращивали табак, а в других старнах его практически небыло, это был самый ходовой товар среди пиратов.
Такие данные и находки дают полное право преодполагать что моряки курили табак чуть ли не каждый день. Именно трубка поспособствавала распространению табака по всей Европе. На борту корябля было принято чтоб новобранец в команду пиратов скурил трубку на глазах у всех.
Что и говорить, благодаря книгам Сабатини и Стивенсона, киноблокбастерам и т. д., пираты нередко предстают в некоем романтическом ореоле. Вместе с тем их появление имеет глубинные причины социально‑экономического характера. Например, если говорить о пиратах Древнего мира, то для них такое ремесло нередко было единственной возможностью добыть пропитание и выжить.
В более поздние времена к пиратству могло принудить отсутствие должного ареала для жизни. Например, те же скандинавские пираты выходили в море на поиск новых земель, хотя это нередко завершалось встречей с богатым купеческим судном, откуда до его разграбления было просто рукой подать.
Вместе с тем грабеж одного судна или даже нескольких – это еще не подрыв всей торговли, а подчас даже побудительный мотив для ее развития! Опять же жалобы купцов, пострадавших от пиратов, ведут к нагнетанию военного присутствия в конкретном регионе. А это новые военные заказы и опять же – прибыль государственной казне! Будем ли мы говорить о Средних веках или о Новом времени, но так или иначе неизбежно придем к выводу – если бы пиратство не было выгодно властям, оно было бы немедленно пресечено в корне.
Вот ещё несколько важных личностей, присетствие которых на пиратстком корабле было незаменимо:
Судовой врач. Люди знающие медицину очень ценились на борту судна, поэтому нередко случалось так, что при захвате какого либо корабля, пираты приглашали врача присоединиться к команде пиратов, хотя это единственный человек на борту пиратсткого судна, который не имел никакой связи с пиратстким соглашением. Им даже выплачивали жалование за оказанную помощь.
Иногда лечением экипажа занимались сами повара, если небыло подходящего человека знаюшего медицину. Каждый врач имел в распоряжении определённый набор инструментов для операции и лекарства. На каджой остановке в порту, врач обязательно выходил на берег, чтоб пополнить запас неоходимых лекарств.
В большинстве случев лекарством служил ром, и как обезораживающее и обезболивающее средство, а также как микстуру от заболеваний желудка.
Здоровье каждого члена экипажа во многом зависело от стрепни повара, который отвечал за необходимое продовольствие и питьевую воду на борту. Повар, был большим асом своего дела, так как ему необходимо было знать детали правильного хранения продуктов и разделывания мясных туш. Правильное приготовление еды для экипажа, было очень важно, иначе команда могла просто заболеть или отравиться, а такая ситуация могла иметь нехорошие последствия.
В каждом доке, в котором останавливался корабль, кок обязан был закупить всё необходимое в прок. Во время сражений, повара также участоввали в сражениях.
Так как практически все пираты были неграмотными, поэтому на корабле должен был находиться человек, который умет писать и читать, чтоб делать неоьходимые записи и вести учетность ружия, боевых припасов, записывались в специальный журнал все действия происходящие на корабле.
Если кто-то из членов экипажа желал составить завещание или отправить письмо, он обращался к клерку, то есть к тому кто был назначен на должнсть писаря. Также именно клерки вели переговоры с иностранными пиратами и т.д.
В средние века капитанами кораблей становились знатные персоны, которые даже не имели ни малейшего представления навигации и управления судном. Пираты же в свою очередь выбирали такого капитана, который был проверенне раз в боях, показал себя умелым стратегом и обладал твердым характером.
Это было просто необходимо чтоб держать весь экипаж в строгости и дисциплине. Хотя капитан был на равных со всеми пиратами, но его слушались когда он отдавал приказы во время сражения, отвечал за навигацию, проще говоря он был решающей личностью в морских сражениях.
За то в каком состоянии находится судно отвечал квартмейстер, следил за всем необходимым оборудованием и ремонтными работамина корабле. Также он занимался распределением награбленной добычи и исполнением наказания провинившихся.
Во время боевых действий квартмейстер находился в самой середине разворачивающихся событий. За все его труды, ему доставалась лишь четвёртая часть при делёжке.
Если сам капитан отсутствовал, его обязанности исполнял первый помощник. За всю историю было немало случаев когда именно первые помощники возглавляли бунт на судне, объединяясь с квартместером.
Ни один корабль неможет обойтись без опытного человека, который смог бы вести корабль по правильному курсу. Штурманы отлично знали местность и свободно могли орьентироваться по картам и астрономическим инструментам. Также он занимался ведением записей и учета на корабле.
Пиратский корабль просто обязан был быть оснащён боевым оружием, и чем лучше оружие, тем больше вероятности достигнуть успеха в походе. Самые первые орудия функционировали с помощью пороха, и для каждого в отдельности необходимо было изготавливать свой специальный боеприпас. Постепенно стали появляться всё больше разных видов пушек, а приготовлени боеприпасов для каждого в отдельности доставляло немалые неудобства. Ещё одной проблемой являлись маленькие корабли, не позволяющие вмещать в себе много военного оснащения.
Ученые того времени старались разработать такое оружие которое было бы и компактное, и лёгкое и точное одновременно. И создали. На основе теоремы Тарталья были отлиты пушки соответствующие этим трём критериям. Со временем были разработаны и другие боевые системы , например, калибр, от которого зависит скорость и сила разрыва при стрельбе. Изобрели разного вида и размера ядра. Первые из них были каменные, поэтому изготавливались довольно долго. Затем появились свинцовые и чугунные ядра. Такое ядро имело большую пробивную силу, в отличии от всех остальных видов боеприпаса.
Чугунные ядра иногда раскаливали до красна, и только потом пускали выстрел. Этот метод зарядки пушки был очень трудным, так как ядра быстро остывали.
Часто использовали в стрельбе картеч — маленький мешочек с рубленными кусками металла или свинца. Эффект такого выстрела затрагивал довольно большую территорию поражения, достигая дальности в 500 метров.
В пиратской структуре всегда присутствовали строгие правила, которые регламентировали действия и поведение каждого пирата. Он обязан был ночевать на корабле, не снимая одежду. Нарушение правил каралось жесткими мерами наказания.
Когда в 1719 году было запрещено на корабле играть в карты и кости, а также приводить женищин, виновных в неповеновении вешали. С восьми часов вечера по всему кораблю начинался отбой, и выключали свет. Любое самовольно нахождение на суше каралось строгими мерами.
Хотя команда пиратов всегда была вместе, и помогали друг другу в любых ситуациях, это ещё не говорит о дружеских отношениях между пиратами. Не все было справедливо и гладко в отношениях между экипажем. Нередки были случаи убийства и драк.
Делёж награбленной добычи также часто был причиной неурядиц на борту. Добычу делили не всегда по равным частям, потому что большей частью капитан выплачивал налог государству, особенно если они плавали под государственными флагами. Остявшуюся часть делили между членами экипажа, в зависимости от занимаего ранга на корабле. Капитан получал двойную часть. Дележу подвергались только материальные товары и деньги. Осбоенно следили за правильным разделением добычи, чтобы предотвратить недомолвки и обиды.